Английский психотерапевт Дональд Вудс Винникотт (1896-1971) считается наряду с Анной Фрейд и Мелани Кляйн самым значительным детским психоаналитиком нашего времени. Основное направление работ Винникотта - изучение наиболее раннего эмоционального развития ребенка. Им разработана концепция происхождения психозов, антисоциальных тенденций, правильной (подлинной) и неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” (Self), стадии тревоги и волнения, а также концепция “переходного объекта” (“посредника” между реально существующей матерью и тем образом, который сложился у ребенка о матери).
Карл Густав Юнг (1875 -1961)- швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.
Франсуаза Дольто (1908 - 1988) - французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности. Она зарекомендовала себя как исключительно тонкий и одаренный клиницист, стала известной благодаря введению и концептуализации понятия «бессознательного образа тела». В последние годы жизни главным делом Франсуазы Дольто стал «Зеленый дом» (Maison verte) – семейный клуб, куда взрослые могли приходить с маленькими детьми. Получив здесь первый опыт общения вне семейного круга, ребенок не боялся расстаться с матерью и без слез начинал ходить в детский сад.
Карл Теодор Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Ирвин Дэвид Ялом (1931) — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стэнфордского университета.
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX век. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
ХРОНИКА ЖИЗНИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА: Ранний период психоанализа («первая топика», 1895–1919), зрелый период психоанализа («вторая топика», 1920–1932), Поздний период жизни и деятельности (1933–1939)
Жак Мари Эмиль Лакан (1901 - 1981) - французский философ, врач-психиатр по образованию, уже никогда не откажется от избранного пути, даже после того, как в 1964 году откроет Школу психоанализа. Эта психоаналитическая институция была задумана для сохранения актуальности ниспровергающего открытия Зигмунда Фрейда. Лакан, одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа. Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа. В 1973 году по его инициативе будет создана первая Клиническая секция в Париже, которая с течением времени произведет 25 Клинических секций, существующих на сегодняшний день во Франции, а также 2 Секции и 11 Антенн в других странах.
Отто Фридманн Кернберг (1928) — один из крупнейших современных психоаналитиков в области тяжёлых расстройств личности, лежащих в «промежутке» между неврозом и психозом и ставших доступными для психоаналитической терапии, в том числе и благодаря его личным усилиям.
Эрик Хомбургер Эриксон (1902 - 1994) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.
Ханскарл Лёйнер (1919 - 1996) — профессор, доктор медицины, основоположник Кататимно- имагинативной психотерапии (символдрамы), Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО), а также Европейского медицинского общества психоаналитической терапии. Долгие годы руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета в Германии. Главный итог его жизни и творчества — это создание и развитие им метода аналитически ориентированной психотерапии — Кататимного переживания образов (символдрамы или Кататимно-имагинативной психотерапии), уникального по своей эффективности, четкости изложения, глубокой научной обоснованности, системной проработанности, и, одновременно, простоте освоения.
Карен Хорни (1885 - 1952) — американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма. Акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.
Анна Фрейд (1895 - 1982) - основоположница детского психоанализа, почетный доктора многих университетов Европы и Америки, дочь и верная последовательница Зигмунда Фрейда. За 60 лет психоаналитической работы и учебной деятельности она написала 88 докладов и лекций, вошедших в 10-томное собрание ее сочинений, 91 других статей, 32 из которых вошли в “Собрание сочинений”.
Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) - немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Мелани Кляйн (1882- 1960) - влиятельный британский психоаналитик австрийского происхождения является одной из наиболее известных и ярких фигур психоаналитического движения. Ее смелые и оригинальные подходы к анализу детей, анализу взрослых пациентов, страдающих серьезными психическими расстройствами (психозами), ее теоретические идеи о нормальном и патологическом развитии личности и межличностных отношений человека снискали заслуженное уважение и широкое признание и, одновременно, возбудили и продолжают возбуждать многочисленные споры, критику, иногда весьма жесткую, а подчас и полное неприятие и отвержение в психоаналитических кругах., Ученица Ференци и Абрахама, Мелани Кляйн ярко заявила о себе еще в 20-е годы, когда начала разрабатывать новую тогда практику и технику детского психоанализа.
Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) - швейцарский психиатр и основоположник экзистенциальной психологии.
Нэнси Мак-Вильямс - американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности. Преподаватель психоаналитической теории и терапии в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии при Рутгерском университете. Бывший президент отделения психоанализа в американской психологической ассоциации. Мак-Вильямс подробно описала структуру личности и расстройств личности, психодиагностику, пола и гендера, травмы, интенсивную психотерапию.
Адлер Альфред (1870 - 1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Эрик Леннард Берн (1910 - 1970) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений.
Уилфред Рупрехт Бион (1897 - 1979) - видный представитель британской школы психоанализа, последователь Мелани Кляйн, президент Британского психоаналитического общества в 1962-65 гг.Бион сделал психоаналитикам, психологам, лингвистам и философам подарок, который, выражаясь языком самого Биона, представляет собой β-элемент. В 50-егоды Бион написал серию статей, посвященных психоаналитическому пониманию психотических, прежде всего шизофренических расстройств. Впоследствии эти работы были переизданы одной книгой под названием «Вторичные мысли». В четырех ключевых трудах, «Обучение из опыта», «Элементы психоанализа», «Трансформации» и «Внимание и интерпретация» Бион разработал теорию альфа-функции личности, теорию контейнера и контейнируемого, «сетку» элементов психоанализа, теорию трансформаций.
Александр Лоуэн (1910 - 2008) — американский психотерапевт. В 1940-е — начале 1950-х гг. — ученик Вильгельма Райха. Создатель метода «Биоэнергетический анализ» и один из основателей Международного института биоэнергетического анализа. Исследователь проблем сексуальности. Автор ряда книг по телесно-ориентированной психотерапии. В своем методе Лоуэн совмещает работу с телом и психоаналитический процесс.
Джекоб (Якоб) Леви Морено (1889- 1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
Фредерик Саломон Перлз, также известен как Фриц Перлз; (1893 - 1970) —немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского происхождения. Основоположник гештальттерапии.
Вильгельм Райх (1897- 1957) — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa (так называемых неофрейдистов, каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на «новых левых» на Западе.
Вирджиния Сатир (1916 - 1988) — американский психолог, психотерапевт. Идеи Вирджинии Сатир оказали большое влияние на развитие семейной психотерапии.
Эрих Зелигманн Фромм (1900 - 1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Георгий Петрович Щедровицкий (1929 - 1994) — выдающейся мыслитель XX века — философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системомыследеятельностной методологии в нашей стране , основатель Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения». Георгий Петрович Щедровицкий принадлежал к тому редкому отряду подвижников и возмутителей спокойствия, для которых все еще длится «первый день творения». В нем редким образом сочетались любовь к чистому мышлению и всепоглощающая страсть к активной деятельности. Недаром он ввел в оборот слово мыследеятельность, к которому прибегал, размышляя об окружающем мире или о самом себе.
Хаймон Спотниц (1908-2008) – американский психоаналитик, психиатр и невролог. Доктор медицины, почётный президент ряда психоаналитических институтов и центров. Основатель современного психоанализа как одного из психоаналитических направлений. Использовал психоанализ при лечении шизофрении и добивался положительных терапевтических результатов. Разработал рабочую гипотезу и методику применения психоанализа для лечения шизофрении.
Лев Семёнович Выготский (1896 - 1934) - советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880 - 1936) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Карл Рэнсом Роджерс (1902 - 1987) — американский психолог, один из создателей гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения.
Абрахам Маслоу (1908 - 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Франц Габриэль Александер (1891 - 1964) - американский врач и психоаналитик, который считается одним из основоположников психосоматической медицины и психоаналитической криминологии
Людмила Шурдук, психолог-психотерапевт
тел.: (050) 464-30-65, (067) 585-86-31